ОТКЛЮЧИТЬ ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц

Официальный сайт муниципального образования
"ЧОЙСКИЙ РАЙОН"

МЕНЮ

Чойский район является одним из основных районов расселения тубаларов. Тубалары (самоназвание йыш-кижи, т.е. лесной человек) - тюркоязычная этническая общность, которую в научной литературе принято считать одной из основных групп северных алтайцев.
Современный Чойский район расположен на территории, которая до революции входила в состав Комдошской, Южской, части Кергешской и Кузенской волостей, где издавна проживали тубалары.
Волости носили название по наименованию родов: Тиргеш или Кергеш, Юз, Комдош или Кондош, Кузен. Они управлялись выборными зайсанами.
Известный ученый исследователь Горного Алтая Л.П. Потапов писал, что «тубалары к 80-ым гг. XIX века расселились следующим образом: население Южской волости жило в селениях Улала, Сайдыс, Чемал, Ынырга и было разбросано по рекам Учак-Иша. Население Комляжской или Комдошской волости – в селениях Кебезень, Ынырга, Паспаул, Чепош, Ильинской и было разбросано по рекам Ише, Кузе, Тулону и по берегам Телецкого озера. Население Кергешской волости – в селениях Ынырга, Кебезени, Балыкча и было разбросано по рекам Тулою, Пыже: Сары-Кокше, Эдигану и по берегам Телецкого озера. Население Кузенской волости – в селениях Ынырге, Паспауле и по рекам Ише, Балыкче, Бие, Сары-Кокше»
По данным переписи 1897 г. Потапов Л.П. перечисляет непосредственно тубаларские сеоки: Комдош, Кузен, Юс, Тиргеш, Тогус, Чагат, Тибер, Ялан, Ярык.
Самым многочисленным был сеок Комдош, который в старину отличался умением выплавлять железо и изготовлять из него различные изделия, которыми долгое время платили дань джунгарским сборщикам. Сеок Тогус известен с VII века, как одно из племенных подразделений конфедерации племен «теле».
Тубалары раньше, чем южные алтайцы были присоединены в состав Российского государства. Они числиться ясачными волостями с 1629 года, а включены в первой половине XVII века.
Хозяйство и быт тубаларов характеризуется типичными чертами культуры охотничьих племен и народностей. Основным занятием были охота, рыболовство и собирание съедобных диких растений, коней, стеблей и орехов. Охота велась различными способами: устраивались деревянные ловушки-капканы спускного устройства, луки-самострелы, ловчие ямы и деревянные загороди, применяющиеся при охоте на крупных копытных зверей. Охота загоном и с сооружением деревянных загородей была коллективной. Лук со стрелами был широко распространен вплоть до 19 века, пока его не вытеснило шомпольное оружие.
Охотничий образ в горной тайге наложил отпечаток на все стороны быта тубаларов. Одежда представляла собой короткополую войлочную куртку, покрытую грубым холстом, сотканным из дикой конопли. Из кожи косули шили штаны и рубахи. Зимние сапоги изготовляли из камуса.
В пищу употребляли преимущественно мясо зверей, ячменную муку из прожаренных зерен ячменя – талкан и различные виды диких растений.
Жилища тубаларов представляли собой либо конический шалаш из жердей, покрытый корой лиственницы или берестой, которые назывались аланчик или каза аил, либо деревянная юрта в виде четырёхугольника или шестиугольника с конической крышей, покрытой корой, именуемая керее аил.
Несколько слов следует сказать об обычаях и обрядах тубаларов. Например, при заключении браков за невесту платили «калым» продуктами в виде сушеных тушек зверька сеноставки, колобков из зерен кедрового ореха, смешанных с толканом, сушеными клубнями кандыка или сараной. Невесте давали при переезде в дом жениха традиционный комплект имущества (одежду, постель, деревянную посуду, мотыгу и корнекопалку) Эти вещи назывались «кыстынг венчики» и составляли личную собственность женщины в семье мужа.
Тубалары верят, что весь мир тайги находиться в распоряжении духов-хозяев тайги. Чтобы умилостивить его совершают обряд почитания хозяина тайги, выбирая ветвистое дерево возле стана, вешают ленточки трех цветов – синие, желтые, белые. Между ними повязывают шкуру белого зайца или летней белки. По объяснению тубаларов эти существа чистые и соответствуют указанным цветам.
Из рода в род тубалары передавали сказки, песни, пословицы, легенды. Особым духовным богатством является героический эпос. Его исполняли кайчи-сказители. Родиной известного кайчи Н.У. Улагашева стал Чойский район. Записанный им фольклор составляет значительную часть собранного и опубликованного устного народного творчества алтайцев. Известной сказительницей была и Наталия Черноева, которая проживала в Чойском районе в с. Никольское до 1978 года.
В данный момент коренным малочисленным народам, проживающим на территории Чойского района, уделяется особое внимание. Большая роль в сохранении и передаче информации о культуре, быте тубаларского народа выполняется Центром тубаларской культуры в с. Красносельск и музеем им. Н.У. Улагашева в селе Паспаул.
Кроме этого, активно идут работы по воссозданию традиционных отраслей через поддержку и развитие общин коренных малочисленных народов, которые заняты в охотничьем промысле, сборе дикоросов, лесозаготовках и т.д.
Республиканской общественной организацией "Возрождение тубаларского народа Республики Алтай" в г. Горно-Алтайске в 2008 году издана книга "Тубалары", где описана этническая история, традиционная хозяйственная деятельность, культура и этноэкология. Данное издание еще один шаг к сохранению и возрождению культуры тубаларского народа.

 

k

Сейчас 36 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

aa

© 2024 CHOYA. Все права защищены.
Joomla! - бесплатное программное обеспечение, распространяемое по лицензии GNU General Public License.
© 2024 Официальный сайт муниципального образования "ЧОЙСКИЙ РАЙОН"